Модные браслеты из пластиковых бутылок. Мастер класс

Модные браслеты из пластиковых бутылок. Мастер класс


По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»


Урок русской литературы в 5 классе


Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы первой категории Кулевич Е.Е.

Цели урока:

1.Углубить и продолжить работу по выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

2. Развивать навыки выразительного чтения, связную речь, умение работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;

3. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: выставка рисунков-«обложек» и иллюстраций к произведению; декорация к кукольной постановке, кроссворд.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Опережающие задания:

1-ой группе – нарисовать обложку к произведению;

2-ой группе – инсценировать эпизод «Урок королевы»;

3-ей группе – выразительное чтение отрывка по ролям (1 д., 2 к.);

4-ой группе – составить советы артистам, играющим в этой сцене;

5-ой группе – составить рассказ о зимнем лесе с т.з. очевидца;

6-ой группе – нарисовать костюмы братьев месяцев,

7-ой группе – составить викторину «Угадай героя по высказываниям».


Ход урока

Вступительное слово учителя. Обсуждение рисунков-«обложек».

- Наверное, вы согласитесь, что лицо книги – это её обложка. Скажите, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки? (Интересная, яркая, красивая.)

- Чем же можно заинтересовать читателя? Что изобразить? (Портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду, отразить идею.)

- Давайте посмотрим, какие обложки создали ребята к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ученики представляют свои работы. Экспертная группа оценивает, выбирает лучшую обложку.

Объявление темы урока.

Вот эту книгу нам захотелось взять в руки. Мы открываем её. Но что это? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку. Мы отправляемся в путешествие «По страницам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Викторина «Угадай героя по высказываниям».

- Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе называются действующими лицами.)

- Проверим, как хорошо вы знаете их. Дома вы готовились к викторине. (Ребята друг другу читают цитаты, отгадывают, о ком идёт речь.)

4. Кукольная инсценировка «Урок королевы».

- А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики. (О характе6рах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.)

- Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих лиц. Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце». Смотрим кукольное представление.

- Докажите, что во время «королевского урока» всё происходит как бы наоборот.

- Каковы результаты такого «ученья»? (Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить во дворец подснежников из зимнего леса. И кто-то должен стать жертвой королевского каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да и как отправляют!)

- Прочитаем по ролям эту сцену.

5. Выразительное чтение по ролям.

Но прежде прослушайте советы артистам: как они должны держаться, каким голосом и с какой интонацией читать? (Проверка индивидуального домашнего задания.)

Старуха говорит с падчерицей сурово, властно, в её голосе нет сострадания, жалости. Тон приказной, угрожающий. С дочкой она ласкова, уступчива.

Дочка обращается к своей сестре грубо, требовательно, она не терпит пререканий, насмехается над бедняжкой, пускается в слёзы, чтобы её послушали.

Падчерица говорит ласково, приветливо, пытается по-доброму переубедить.

После прочтения:

- Убедительны были наши актёры, использовали они советы?

- В отношении каких героинь верна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»? Обоснуйте свою точку зрения. (У старухи и её дочки много общего. Они подлые, бездушные, привыкли думать о себе, своей выгоде, ненавидят падчерицу, завидуют ей.)

6. Словарная работа.

- На доске записаны слова, соотнесите их с образами трёх девочек: падчерицей, дочкой, королевой.

Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

7. Словесное рисование. Описание зимнего леса с точки зрения очевидца.

По прихоти жестоких людей падчерица оказывается в зимнем лесу. Как отнесётся к девочке Природа? Ведь лес – это дикий, суровый бор. То наглухо запирается стеной падающего снега от непрошеных гостей, то посылает на них метелицу, то щедро открывает простому и трудолюбивому человеку свои несметные богатства. Лес со всеми обитателями - это равноправный персонаж пьесы Маршака. И недаром в Японии, где пьеса была экранизирована, её хорошо знают под названием «Лес живёт».

- Каким вы видите лес, куда попала падчерица? Домыслите, дорисуйте картину из немногословной ремарки. (Проверка индивидуального домашнего задания.)

Просмотр иллюстраций учащихся.


8. Работа с эскизами. Описание костюмов двенадцати месяцев.

В лесу Природа оказалась более милостивой к падчерице, чем её близкие. Ворон, белка оберегают сироту, на помощь к ней приходят и двенадцать месяцев.

- Догадайтесь по костюмам, кто его владелец, какой месяц.

Авторы эскизов подробно знакомят со своими работами.

- Почему месяцы-братья помогают девочке? (Из-за уважения к её трудолюбию, скромности, выдержке.) Подтвердите свой ответ текстом.


9. Разгадывание кроссворда.

Наша книга почти готова. Есть обложка, иллюстрации, охарактеризованы персонажи, проанализированы основные события. Но без чего немыслима книга? Это слово зашифровано в кроссворде.Зачитываются отрывки из пьесы, а нужное слово пропускается.

« А пока вот тебе этот… Не с пустыми же руками возвращаться тебе от братьев-месяцев». (Сундук)

«Как же я её … буду? Я ещё никого никогда ни о чём не…. Я только умею приказывать. Ведь я королева!» (Просить)

«Пусть… у тебя три года поживут, дом и двор посторожат. А через три года, если станут посмирнее, приводи под Новый год сюда». (Собаки)

« А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе … на память. Смотри на него и вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи…» (Колечко)


с

у

н

д

у

к



п

р

о

с

и

т

ь

с

о

б

а

к

и


к

о

л

е

ч

к

о




10.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Обращение к эпиграфу урока. (Зло наказывается, добро торжествует.)

- Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?

- Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания?

Выставление отметок.

- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине, нарисованной на доске. (На парте у каждого лежит бумажный цветок подснежника.)

11. Домашнее задание

Составить кроссворд или викторину по сказкам, предложенным для внеклассного чтения.



2


Полный текст материала Урок литературы «По страницам пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками фото. Поделитесь новостью Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками с друзьями!
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 26
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 41
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 93
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 58
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 45
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 82
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 10
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 96
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 38
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 69
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 96
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 45
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 61
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 64
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 18
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 84
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 6
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 17
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 20
Замена эластичной муфты ваз 2106 своими руками 36